До настоящего времени о древнеегипетских астрономах дошли очень скудные сведения. Поэтому оценивать уровень развития науки о небе в Древнем Египте сложно. Видимо, древнеегипетская астрология была более примитивной по сравнению с Месопотамией.

Также трудно сказать, насколько развитой была астрологическая традиция в Древней Греции до месопотамского влияния.

В то время, когда обретал форму великий Вавилонский звездный каталог Мул Апин, примерно в 700 г. до н.э., греческая астрономия находилась на уровне народной мудрости, а греческая космология была очень незрелой.

Только на рубеже V-IV веков до н. э. в греческих текстах начали появляться элементы вавилонской астрономии и астрологии. И в дальнейшем, после завоевания Египта Александром Македонским и основания Александрии, началась другая эпоха — расцвет культуры в Средиземноморье, эпоха эллинизма.

Последние три столетия дохристианской эры были свидетелями значительного ускорения образования, сгруппированного в городах Александрия и Афины.

Их активность стимулировалась первыми египетскими царями Птолемеями, которые построили замечательный музей и библиотеку. Ученые могли там жить столько, сколько хотели, пользуясь выделяемыми царем средствами. Библиотека была очень обширной, количество свитков рукописей в ней достигло 500 тысяч, и это во времена, когда даже 500 выглядели впечатляюще.

С 3 века до н.э. до 3 века н.э. в Египте работали астрологи, создавшие ряд трактатов, авторство которых в дальнейшем приписывалось Гермесу Трисмегисту, Нехепсону и Петосериду.

Греки занесли культ Гермеса в Египет, и он слился с культом бога Тота. Герметическая литература, созданная этими греческими авторами, до сих пор является базой для всей последующей астрологии.

Такие ведущие мыслители греческого мира, как Платон и Аристотель своими достижениями в аналитической и духовной философии создали философский базис астрологии для последующих столетий, создали стимул для развития астрологии, чтобы объяснить значение понятий бытия и рока.

Великий Платон, совершивший паломничество за знаниями в Египет, в четвертом веке до н.э. сформулировал новый, более зрелый и духовный подход к религии и космосу: он считал, что Вселенная была создана рациональной силой, которую он называл «Демиургом» — Творцом. Этот Творец сделал человеческую душу из того же материала, что и звезды, поэтому каждая человеческая душа возникала на звезде, а затем облекалась в человеческую плоть.

Звезды были божественными живыми существами, человеку предназначалось вновь вернуться на свое место среди них.

Аристотель, ученик Платона, развил теорию о 4-х первичных элементах ( огонь, воздух, вода, земля) и их качествах( холодное, сухое, влажное и теплое).

Так были окончательно сформированы античные представления о системе мира.

Возникла философская школа стоиков, где люди считались гражданами мирового Космоса, при этом ход событий был предопределен: «Кто согласен, того судьба ведет, кто не согласен, того она тащит».

Эти и другие интеллектуальные течения служили мощными стимулами к изучению неба, с целью выявления связи между человеком и звездами. Платонизм, гностицизм, стоицизм, зороастризм-все они гармонично сочетались с принципами астрологии.

Эра Эллинов была веком неустанного интеллектуального поиска, когда встречались и перемешивались различные идеи и верования.

Так идеи Гиппократа и его последователя Галена говорили о значимости учета воздействий звезд в медицине и распределении влияния знаков Зодиака между частями человеческого тела и внутренними органами.

Гиппарх, оказавший влияние на Птолемея, составил каталог 850 звезд и разделил их на классы. Он является автором системы звездных величин, которая в модифицированном виде используется до сих пор.

Аристарх Самосский выдвинул идею гелиоцентрической системы мира за 18 веков до Коперника и открыл явление прецессии.

И наконец, окончательное завершение классическая астрология получила в трудах Клавдия Птолемея, слава которого связана с двумя главными работами:

Первая, известная под ее арабским названием «Альмагест», появилась вскоре после 151 года н.э. Она оставалась определяющим астрономическим текстом до эры Коперника и Кеплера примерно в течение 1500 лет.

Вторая- «Тетрабиблос», написанная через некоторое время после «Альмагеста» состояла из четырех частей и стала главным собранием астрологических знаний.

К сожалению, невозможно точно установить влияние на Птолемея источников информации помимо тех, о которых он упоминает сам, поскольку великая Александрийская библиотека, где он работал, исчезла. Окончательный удар по ней был нанесен толпами христиан в конце четвертого столетия.

Птолемей был последним великим астрологом, появившимся в Греческой и Римской империях.

Греки познакомили с астрологией римлян, и астрология была римлянами принята. Хотя Плутарх и Цицерон относились к астрологии критически.

Первый полный труд по астрологии в греко-римской империи, дошедший до нас полностью, принадлежит римлянину Марку Манилию — «Астрономика» 1 век н.э.

В книге описаны практически все понятия классической астрологии. К сожалению, о самом авторе ничего не известно. Далее Римская империя не подарила миру великих имен в астрологии аналогичных грекам.

Именно греки обеспечили дальнейшее развитие астрологии. Вся важная астрологическая литература являлась именно греческой.

Вначале астрология в Риме оставалась предназначенной лишь для аристократии и интеллектуалов. Под влиянием проникающих в империю восточных религий, она проникала во все слои общества и становилась все более популярной. Все римские императоры первого столетия н.э. имели тесные связи с астрологами, некоторые и сами владели этим искусством. Влияние астрологии ощущалось как в политике, так и в общественной жизни. Но астрология не была тем предметом, которым в Риме было легко заниматься. Придворная астрология была чревата реальными опасностями для жизни астролога, ввиду тиранической тенденции имперского Рима.

В последующие столетия центр астрологических исследований переместился обратно на родину астрологии — в Персидскую империю Сасанидов, распространившуюся от Месопотамии до долины Инда. Деградация Рима пришла к логическому завершению, интеллектуально Запад начал клониться к упадку; его великие умы деформировались, все более втискиваясь в рамки развивающегося христианства. Астрология была одной из областей знания, которые христианская церковь считала граничащими с ересью, ее изучение осуждалось и преследовалось.

Астролог Светлана Борзенина

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Консультация

Отправляя форму, соглашаетесь на обработку персональных данных и ознакомились с политикой конфиденциальности сайта.

Форма заявки