Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю астрологии.
Как известно, эта многотысячелетняя история сложна и противоречива, впрочем как и история самого человечества. Они взаимосвязаны.
Сам факт существования этой связи подтверждает право астрологии оставаться развивающейся мировоззренческой моделью описания мира и человека в этом мире по сей день.
В данном материале использованы книги следующих авторов:
-А.Ю. Саплин « История астрологии: с древнейших времен до наших дней»
-К. Жилински « История астрологии»
-О. Дубровская «Краткая история астрологии»
-М. Бэйджент Н. Кэмпион. Ч. Харви « Развитие астрологии от вавилонян до арабов».
Месопотамия. Примитивная астрология-астролатрия-гороскопическая астрология
В истории астрологии много различных концепций. В том числе и мистических, в которых астрология рассматривается как древнее знание, переданное человечеству «сверхчеловеческими учителями».
Мы будем рассматривать только концепции, подтвержденные реальными археологическими артефактами и письменными свидетельствами, дошедшими до наших дней.
Астрология не появилась в готовом виде, принесенная из какого-то неизвестного внешнего источника.
В древнейшей цивилизации Месопотамии ее путь может быть прослежен до времени первой вавилонской династии (1950-1651 годы до н.э.) и в течение следующей половины тысячелетия. Он достиг кульминации около 1000 года до н.э. составлением астрологического текста под названием «Энума Ану Энлиль» собрания из 70 клинописных табличек, содержащих несколько тысяч предзнаменований, следующих из небесных явлений.
Это самая древняя астрология- астрология предзнаменований. Она возникла в неразрывной связи с астрономией и астральной религией -астролатрией.
Скорее всего астрология предзнаменований была одним из основных мотивов для занятий астрономией у древних.
Вплоть до позднего средневековья не существовало строгого разграничения между астрологией и астрономией. Была наука о небе, которая занималась изучением движения небесных тел и предсказаниями земных событий, исходя из этого движения.
Разделение астрологии и астрономии началось гораздо позже, только в 16 веке.
Наблюдения за небом и светилами были обусловлены потребностями календаря и хронологии. На ранних своих этапах астрономия занималась изучением восходов, заходов Солнца, определением продолжительности дня, кульминацией Луны, наблюдением за затмениями.
Мотивов следить за небом было много-ориентация в пространстве, календарь для сопровождения охоты, рыболовства, земледелия. О систематическом наблюдении за небом в каменном веке говорят археологические артефакты-пастушьи амулеты с рисунками ковша Большой Медведицы, культовые каменные сооружения, позволяющие вести счет годам и предсказывать наступление затмений-например, «Стоунхендж» на территории Великобритании.
Астролатрия была еще одним немаловажным мотивом для наблюдений за небом.
Солнце и Луна оказывают громадное значение на все происходящее, и человек неизбежно приходил к мысли о божественности Светил.
Астральным божествам поклонялись, у них просили милости и защиты, им приносили дары и жертвы.
На ранних этапах развития астральной религии божеством выступали Светила, в дальнейшем они считались символическим олицетворением божеств.
Позже, уже в Вавилонскую эпоху,наряду со светилами признавали 5 планет, которые связывали с различными богами. Характеры богов-были характерами планет.
Земля и Небеса считались связанными космическими взаимоотношениями, поскольку мир един.
Будущие намерения богов можно было понять благодаря знакам, которые они помещали на небе и которые нужно было прочитать.
Таким образом для астрологии предзнаменований был необходим высокий уровень наблюдательной астрономии.
А она была не у всех народов.
Шумерская цивилизация, возникшая в Месопотамии, существовавшая в 3-4 тыс. до нашей эры характеризовалась высоким уровнем наблюдений за небом. Найденное в 19 веке собрание клинописных табличек «Энума Ану Энлиль» сообщает о структурировании по принципу: причина(событие на небе)-следствие(событие на земле), таблички с записями наблюдений за светилами и Венерой, таблички с первыми традициями астрологической географии-соответствие городов и определенных созвездий.
Шумерский период перешел в ассирийский, а следующим этапом был вавилонский период.
На этих этапах развития астрологии еще не выделен зодиакальный пояс и не введены в употребление знаки Зодиака. Зодиак, подразделяемый на 12 знаков, создавался постепенно с переходом центра астрологии в Ассирийском царстве к центру в Вавилоне.
Сначала было соотношение 12 месяцев вавилонского календаря к 15 созвездиям, затем к 13. Только к 400 г. до н.э. число зодиакальных созвездий сравнялось с количеством месяцев в году. Этот был Сидерический Зодиак, фиксированный относительно звезд.
Методы примитивной зодиакальной астрологии не имели ничего общего с гороскопической астрологией, гороскопы еще не составлялись.
В дальнейшем, на рубеже ассирийского и вавилонского периода был открыт цикл повторяемости затмений-Сарос.
Значит, небесные затмения вовсе не проявления гнева высших сил, а происходят с определенной периодичностью, также как восход и заход Солнца.
Это послужило началом кризиса астрологии предзнаменований и началом появления гороскопической астрологии.
Еще одной предпосылкой зарождения астрологии гороскопов послужило появление математического вычисления положений планет в любой интересующий момент времени.
Гороскопическая астрология появилась в Междуречье к началу 5 в. до н. э.
Два самых древних на сегодняшний день гороскопа датируются 410 г. до н.э., они сохранились в храмовых архивах Вавилона.
Наука Месопотамии (вавилонская астрология) дала миру не только Зодиак, первые математические схемы расчетов затмений, положений планет, но и появление Тропического Зодиака, как системы координат, необходимой для математических расчетов положений планет.
Еще вавилонская астрология положила начало фундаментальному понятию классической астрологии- концепции аспектов.
И наконец, в вавилонских гороскопах упоминается о планете в «секретном месте» и ее положительном влиянии на новорожденного-система возвышений и падений планет.
В дальнейшем греки развили эти представления и создали базовую систему классической астрологии, которая используется по сей день.
В заключении этой части нужно сказать, что слово «астролог» не было в употреблении в те времена. Общеупотребительным было слово «халдей».
Цицерон различал народность и профессию. Изначально халдеями называлась семитская народность, мигрировавшая в начале 1 тыс. до н. э. в Месопотамию. А уже в 8 веке до н.э. началась халдейская экспансия с воцарением в Вавилоне первого халдейского царя. Постепенно халдеи ассимилировались с вавилонянами, и на должности жрецов было много представителей этой народности. Слово халдей превратилось в обозначение касты жрецов, живущих в Вавилоне. Они и обрели известность как астрологи.
Халдеям приписывают введение халдейского ряда-расположения планет в порядке возрастания их средней скорости. На самом деле в месопотамских текстах был принят другой порядок планет, который позже был изменен в эпоху эллинизма.
События 4 века до н.э.( захват Месопотамии персами) привели к упадку Вавилона и великая цивилизация завершила свое развитие, а ее астрологическая традиция была перенаправлена в греческий мир, где она стала постепенно отделяться от религии.
Месопотамия, ныне похороненная под иракскими песками, являлась великой кладовой для последующего развития астрологии.
Астролог Светлана Борзенина