Астрология вернулась на Запад, как часть возрождающегося учения классицизма из источников знаний античного мира, сохраненных исламскими учеными.
Ранние христианские мыслители, вышедшие из еврейской религиозной среды, унаследовали отрицательное отношение к астрологии, основанное на Пятикнижии Моисея.
Ориген, Плотин, Августин Блаженный критиковали астрологию, и в этот период взаимоотношения астрологии и Церкви были негативные.
Но постепенно с 13 века период усвоения знаний из стран ислама заканчивался, и европейская астрология перешла к самостоятельному развитию.
Альберт Великий, ведущий Христианский мыслитель тринадцатого века, сделал естественную астрологию неотъемлемой частью своего взгляда на мир.
А такой мыслитель, как Фома Аквинский, который, к слову сказать, был позже канонизирован, рассматривал астрологию как часть отношений между человеком и космосом. Он также различал естественную астрологию и астрологию предсказаний (юдициарную ), которую считал недопустимой. Эти взгляды определили дальнейшее отношение к астрологии в западном Христианстве.
Астрология играла роль науки, причем науки, очевидно являющейся частью божественного плана Вселенной. Ортодоксальная религия исходила из того, что Бог управляет миром. Астрология объясняла, как он это делает — при помощи звездного механизма сложных, многообразных в своем могуществе влияний, оказываемых на Землю.
Существовал, однако, идеологический конфликт между христианством и юдициарной астрологией в вопросе о том, что управляет человеческой душой — Бог или звезды. Были найдены различные компромиссные решения, что, например, звезды управляют телом, а Бог — человеческой душой, или что человеческая свобода выбора пересиливает влияние звезд.
Наукой, обеспечившей астрологию необходимой инфраструктурой, конечно, была математика. Отсутствие астрономических данных в Римский период явилось одной из основных причин того, что астрология почти исчезла на Западе.
Но с арабского языка были переведены не только теоретические и философские работы, но и работы, касающиеся математических методов, позволяющих вычислить позиции небесных тел.
Таким образом астрология стала частью системы средневековых наук, и, в качестве таковой, взаимодействовала с другими областями знаний, особенно с медициной.
Первые практикующие астрологи средних веков появились именно в это время. Например, такие личности, как Гвидо Бонатти и Мишель Скот. Работы и того, и другого сохранились.
Многие итальянские города четырнадцатого и пятнадцатого столетий нередко нанимали на службу официальных астрологов. Несмотря на традиционное церковное предубеждение против юдициарной астрологии, папский двор в конце концов стал центром всех видов астрологии. В пятнадцатом, шестнадцатом и семнадцатом столетиях астрология пользовалась нерушимой популярностью и при дворах, и в народе.
Особый интерес к астрологии и к медицине проявился в годы свирепствования «Черной чумы» (последствия которой были чудовищны). В 1348 году ученые мужи Парижского университета, ссылаясь на Аристотеля, Гиппократа, Птолемея и Альберта Великого сделали вывод, что причиной эпидемии являлось тройное соединение Марса, Юпитера, Сатурна в созвездии Водолея в 1345 году, что соответствовало теории великих соединений, разработанной Машаллахом.
Шестнадцатое столетие было свидетелем продвижения астрологии в новые области Европы, это стимулировалось распространением печатного слова, культурой Ренессанса и ростом университетов в Северной и Западной Европе. Астрология появилась в университетах и при дворах северной Германии, Венгрии, Скандинавии и Польши.
В Англии же она получила очень быстрое признание, поскольку Англия в это время оказалась особенно сильно вовлечена в политику, а астрологи в определенной степени всегда были в мире придворных интриг и тайной политики. Выдающимся английским астрологом 17 века был Вильям Лилли, вписавшийся в мир политической борьбы, одновременно дававший советы и роялистскому, и парламентскому лагерям. Слава Лилли связана с его трудом «Христианская астрология», который до сих пор пользуется популярностью у практикующих астрологов, а альманахи с его предсказаниями продавались десятками тысяч экземпляров.
Дания и Германия дали двух самых выдающихся астрологов шестнадцатого столетия — Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Основным вкладом в науку Тихо Браге являлись тысячи точных наблюдений положений планет. Этот материал оказался в распоряжении Кеплера и позволил ему открыть законы движения небесных тел. Кеплер не только верил в астрологию, но и сам занимался составлением гороскопов.
О Кеплере должны помнить и мунданные астрологи: он утверждал, что точного анализа можно достичь, только если астролог обладает знаниями политических дел — момент, который игнорируется слишком многими астрологами в современный момент.
Гелиоцентрическая система мира, изложенная Коперником, положила начало естественнонаучной революции 16-18 веков. Она и послужила причиной радикального размежевания астрологии и астрономии. Применение Галилеем телескопа и теория классической механики Ньютона стали решающими факторами кризиса классической астрологии. Астрология не выдерживала экзамена на научность. Закат астрологии продолжался до 19 века.
В 19 веке некая разновидность интеллектуальной схемы, которой астрологии до сих пор недоставало, пришла от теософии. Ключевым пунктом было то, что понятие судьбы, записанной в гороскопе, было связано с восточной доктриной кармы, на которую опиралась теософия.
Астрология нуждалась в новом интеллектуальном базисе, культурном плане для того, чтобы стать приемлемой для основного потока идей. Новая и прочная основа была предоставлена в 20 веке психологией, благодаря ее серьезному отношению к мифологии и символизму.
Астрология отошла от традиционной для нее в последние десятилетия области предсказания, с ярлыками пророчества судьбы и шарлатанства, переключившись на область анализа характера человека и персональных консультаций. Труды Юнга вытянули астрологию из маргинальной среды, переключив внимание на психологическое описание личности.
Заключение
Человечество и космос связаны, и на самом глубоком уровне своего бытия- человек является частью Вселенной. Из этого понимания вышла современная астрология — система мысли и практики, ставшая разработанной, математизированной и мифологизированной иногда совершенно необъяснимым путем.
Астролог Светлана Борзенина