Корни астрологии Часть 4. От средневековья до наших дней.

История астрологии

Астрология вернулась на Запад, как часть возрождающегося учения классицизма из источников знаний античного мира, сохраненных исламскими учеными.

Ранние христианские мыслители, вышедшие из еврейской религиозной среды, унаследовали отрицательное отношение к астрологии, основанное на Пятикнижии Моисея.

Ориген, Плотин, Августин Блаженный критиковали астрологию, и в этот период взаимоотношения астрологии и Церкви были негативные.

Но постепенно с 13 века период усвоения знаний из стран ислама заканчивался, и европейская астрология перешла к самостоятельному развитию.

Альберт Великий, ведущий Христианский мыслитель тринадцатого века, сделал естественную астрологию неотъемлемой частью своего взгляда на мир.

А такой мыслитель, как Фома Аквинский, который, к слову сказать, был позже канонизирован, рассматривал астрологию как часть отношений между человеком и космосом. Он также различал естественную астрологию и астрологию предсказаний (юдициарную ), которую считал недопустимой. Эти взгляды определили дальнейшее отношение к астрологии в западном Христианстве.

Астрология играла роль науки, причем науки, очевидно являющейся частью божественного плана Вселенной. Ортодоксальная религия исходила из того, что Бог управляет миром. Астрология объясняла, как он это делает — при помощи звездного механизма сложных, многообразных в своем могуществе влияний, оказываемых на Землю.

Существовал, однако, идеологический конфликт между христианством и юдициарной астрологией в вопросе о том, что управляет человеческой душой — Бог или звезды. Были найдены различные компромиссные решения, что, например, звезды управляют телом, а Бог — человеческой душой, или что человеческая свобода выбора пересиливает влияние звезд.

Наукой, обеспечившей астрологию необходимой инфраструктурой, конечно, была математика. Отсутствие астрономических данных в Римский период явилось одной из основных причин того, что астрология почти исчезла на Западе.

Но с арабского языка были переведены не только теоретические и философские работы, но и работы, касающиеся математических методов, позволяющих вычислить позиции небесных тел.

Таким образом астрология стала частью системы средневековых наук, и, в качестве таковой, взаимодействовала с другими областями знаний, особенно с медициной.

Первые практикующие астрологи средних веков появились именно в это время. Например, такие личности, как Гвидо Бонатти и Мишель Скот. Работы и того, и другого сохранились.

Многие итальянские города четырнадцатого и пятнадцатого столетий нередко нанимали на службу официальных астрологов. Несмотря на традиционное церковное предубеждение против юдициарной астрологии, папский двор в конце концов стал центром всех видов астрологии. В пятнадцатом, шестнадцатом и семнадцатом столетиях астрология пользовалась нерушимой популярностью и при дворах, и в народе.

Особый интерес к астрологии и к медицине проявился в годы свирепствования «Черной чумы» (последствия которой были чудовищны). В 1348 году ученые мужи Парижского университета, ссылаясь на Аристотеля, Гиппократа, Птолемея и Альберта Великого сделали вывод, что причиной эпидемии являлось тройное соединение Марса, Юпитера, Сатурна в созвездии Водолея в 1345 году, что соответствовало теории великих соединений, разработанной Машаллахом.

Шестнадцатое столетие было свидетелем продвижения астрологии в новые области Европы, это стимулировалось распространением печатного слова, культурой Ренессанса и ростом университетов в Северной и Западной Европе. Астрология появилась в университетах и при дворах северной Германии, Венгрии, Скандинавии и Польши.

В Англии же она получила очень быстрое признание, поскольку Англия в это время оказалась особенно сильно вовлечена в политику, а астрологи в определенной степени всегда были в мире придворных интриг и тайной политики.  Выдающимся английским астрологом 17 века был Вильям Лилли, вписавшийся в мир политической борьбы, одновременно дававший советы и роялистскому, и парламентскому лагерям. Слава Лилли связана с его трудом «Христианская астрология», который до сих пор пользуется популярностью у практикующих астрологов, а альманахи с его предсказаниями продавались десятками тысяч экземпляров.

Дания и Германия дали двух самых выдающихся астрологов шестнадцатого столетия — Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Основным вкладом в науку Тихо Браге являлись тысячи точных наблюдений положений планет. Этот материал оказался в распоряжении Кеплера и позволил ему открыть законы движения небесных тел. Кеплер не только верил в астрологию, но и сам занимался составлением гороскопов.

О Кеплере должны помнить и мунданные астрологи: он утверждал, что точного анализа можно достичь, только если астролог обладает знаниями политических дел — момент, который игнорируется слишком многими астрологами в современный момент.

Гелиоцентрическая система мира, изложенная Коперником, положила начало естественнонаучной революции 16-18 веков. Она и послужила причиной радикального размежевания астрологии и астрономии. Применение Галилеем телескопа и теория классической механики Ньютона стали решающими факторами кризиса классической астрологии. Астрология не выдерживала экзамена на научность. Закат астрологии продолжался до 19 века.

В 19 веке некая разновидность интеллектуальной схемы, которой астрологии до сих пор недоставало, пришла от теософии. Ключевым пунктом было то, что понятие судьбы, записанной в гороскопе, было связано с восточной доктриной кармы, на которую опиралась теософия.

Астрология нуждалась в новом интеллектуальном базисе, культурном плане для того, чтобы стать приемлемой для основного потока идей. Новая и прочная основа была предоставлена в 20 веке психологией, благодаря ее серьезному отношению к мифологии и символизму.

Астрология отошла от традиционной для нее в последние десятилетия области предсказания, с ярлыками пророчества судьбы и шарлатанства, переключившись на область анализа характера человека и персональных консультаций.  Труды Юнга вытянули астрологию из маргинальной среды, переключив внимание на психологическое описание личности.

Заключение

Человечество и космос связаны, и на самом глубоком уровне своего бытия- человек является частью Вселенной. Из этого понимания вышла современная астрология — система мысли и практики, ставшая разработанной, математизированной и мифологизированной иногда совершенно необъяснимым путем.

Астролог Светлана Борзенина

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Консультация

Форма заявки