В конце 7 века арабы, объединенные под знаменем ислама, создали огромную империю -халифат, протянувшуюся от Марокко до степей Средней Азии.
Эпоха Аббасидов- династии арабских халифов-время расцвета исламской культуры и науки.
Их стремительное развитие началось с того, что в период расцвета Багдадского халифата в 8 веке арабам стали известны достижения античных ученых и ислам, практически не оказывал сопротивления их распространению. Кажется удивительным, что такая суровая и бескомпромиссная религия не отталкивала астрологию, проникающую из античного мира.
На самом деле Исламский догмат о предопределении всего сущего имел много общего с представлениями астрологов, что все события на Земле определяются движением планет.
Задачей исламских мудрецов было собрать мудрость из всех возможных источников- греческих, персидских, индийских.
Между Индией и эллинами существовал канал связи через Персию. Поэтому в это время происходит смешение эллинистической, индийской и саманидской астрологии.
Уже в начале девятого столетия столица халифата Багдад, была, возможно, самым крупным городом в мире с населением около миллиона, и это во времена, когда столица Карла Великого насчитывала несколько тысяч.
Благодаря продуманной образовательной политике халифов, школы Багдада были доступными для работ, написанных на греческом, сирийском, персидском и индийском языках, это охватывало все ранее существовавшие направления, и давало арабским учащимся уникальную возможность быть на передовом рубеже образования.
Большой вклад в развитие астрологии внесли несколько самобытнейших ученых: первый- выдающийся астролог-Машаллах около 800 года н.э. Его трактат о соединениях планет имел большое значение для последующего развития мировой астрологии.
Редко происходящие соединения планет имеют более значительное влияние, чем частые соединения. Они и определяют течение истории.
Возможно, самый знаменитый из арабских астрологов был Абу Машар. Он перевел Птолемея на арабский, и его переводы впоследствии были переведены на латинский европейскими учеными на Западе. Он развил глубже теорию Машаллаха о влиянии соединений планет на всемирную историю.
Абу-Машар придерживался доктрины Платона о том, что душа человека нисходит со сферы света в земную сферу, где стремится вновь вернуться к своему источнику. Для того, чтобы вернуться, ей нужно пройти сквозь небесные сферы, поэтому и наука, и религия побуждают нас изучать движения и характеристики звезд и планет.
Задача астрологии состоит в том, что она предоставляет систему взаимодействий между земной и эфирной сферами, где на возможности первой оказывает влияние вторая.
Европейцы познакомились с его учениями в 12 веке.
Нужно упомянуть аль-Бируни, значительного ученого исламского мира, который посвятил свои работы астрологии, астрономии, математике, географии и уже при жизни о нем ходили легенды.
В основе многих последующих достижений европейской науки лежали знания, полученные из исламского мира.
Примером исламского мастерства в астрономии могут служить приспособление, которое не являясь изобретением Исламских ученых, было в значительной степени усовершенствовано ими — астролябия. Инструмент, ставший наглядным символом науки астрономии. Частично — инструмент наблюдения, отчасти — прибор для произведения вычислений.
Европейский мир пользуется арабской терминологией: такие слова как зенит, надир, азимут, альманах и многие другие имеют арабское происхождение. Также более 300 звезд имеют арабские названия, поскольку были описаны в арабских звездных каталогах.
Мы в великом долгу перед арабскими учеными за их переводы и сохранение греческих и римских астрологических текстов, проникших в Европу в одиннадцатом и двенадцатом столетиях. Но видеть в арабском мире лишь переносчика более ранних астрологических знаний, значит игнорировать большую часть арабских знаний. К сожалению, в полном объеме их невозможно охватить, до сих пор не переведено огромное количество астрологических трудов с арабского, персидского и турецкого; в настоящее время они лежат нетронутыми в коллекциях музеев по всему миру.
Астролог С. Борзенина